решительных действий, Шмидт посылал телеграммы Николаю II -Требовал от него демократических свобод, ну за это время власти опомнились стянули в Севастополь войска -Крейсер "Очаков" был обстрелян и подожжен -Шмидта казнили, он пострадал от своей политической наивности и близорукости -Пользы от этого геройства было немного -Бедный Шмидт, если бы он мог предвидеть этот посмертный строгий выговор -Не я выдумал, так же? -То и дело слышу: "Жорес не учел", "Герцен не сумел", "Толстой не допонял" -Словно в истории орудовала компания двоечников -Кто может возразить, добавить? -В учебнике о нем всего пятнадцать строчек -В твоем возрасте люди читают и другие книжки -Другие, пожалуйста, вот, например "Золотой теленок", там Остап Бендер и его кунаки под сыновьями лейтенанта Шмидта -Рассказать? -В другой раз -Ну кто, все-таки, добавит? -Пятнадцать строчек -От большинства людей остается только тире между двумя датами -Что же это был за человек? Лейтенант Шмидт Петр Петрович -Русский интеллигент, умница, храбрый офицер, профессиональный моряк, артистическая натура -Он пел , превосходно играл на виолончели, рисовал, а как он говорил! -Но главный его талант - это дар ощущать чужое страдание более остро, чем свое -Именно этот дар рождает бунтарей и поэтов -Знаете, однажды, он познакомился в поезде с женщиной... 40 минут говорил с ней -И влюбился без памяти. Навек. -То ли в неё, то ли в образ, который сам себе выдумал, но... -Красиво влюбился, 40 минут, а потом были только письма, сотни писем... читайте их, они опубликованы -И вы тогда не посмеете с высокомерной скукой рассуждать об ошибках и иллюзиях этого человека -Но ошибки, все-таки, были -Ты сядь пока -Петр Петрович Шмидт был противник кровопролития, как Иван Карамазов у Достоевского -Он отвергал всеобщую гармонию, если в основание её положен хоть один замученный ребенок -Всё не верил, не хотел верить, что язык пулеметов и картечи единственно возможный язык переговоров с царем -Бескровная гармония -Наивно? Да. Ошибочно? Да. -Но я приглашаю Батищева и всех вас не рубить с плеча -А почувствовать высокую себестоимость... этих ошибок -Послушай, Костя -Вот началось восстание и не к Шмидту, а к тебе, живущему 60 лет назад, -Приходят революционные моряки с крейсера "Очаков" и говорят: "Вы нужны флоту и революции" -А ты знаешь, что бунт обречен, ваш единственный крейсер без брони, без артиллерии со скоростью 8 уз/час не выстоит -Как тебе быть? Оставить моряков одних под пушками адмирала Чухнина или идти и возглавить мятеж? -И стоять на мостике под огнем и, наверняка, погибнуть -Без всяких шансов на успех, какой смысл? -Вечно ты со своим смыслом -Правильно, Рита -Тихо, тихо, тихо. -И так, был задан вопрос: какой смысл в поступке Шмидта и его гибели? -Ну ясно какой -Без таких людей и революции бы не было -Он сам объяснил это в своем последнем слове на военном суде -Так объяснил, что даже его конвоиры отставили свои винтовки в сторону -Потом их за это судили -15 строчек -Разрешите, Илья Семенович? -Извините за вторжение -Садитесь -Произошла вещь, из ряда вон выходящая. -Вчера вечером кто-то вошел в учительскую, взял сочинения вашего класса и сжег их -Да-да, сжег -И оставил на месте преступления... я говорю это слово вполне серьезно... вот это объяснение -Дерзкое по форме и невразумительное по существу -Я не буду говорить о том, какую жестокую, какую бесчеловечную обиду нанес этот субъект Светлане Михайловне -Не буду так же говорить об идейной подкладке этого безобразия, меня сейчас интересует только одно -Кто это сделал? -Я надеюсь мне не придется унижать вас и себя такими мерами, как сличение почерков и так далее -Не придется -Ты, Шестопалов? -Я -Пойдем со мной -С вещами -Да-да, забирай все -А вы, Наталья Сергеевна, каким образом здесь? -Мне разрешил Илья Семенович -А, ну-ну.. -Ознакомился? -Садитесь -О чем я говорил? -Вы говорили о пятнадцати строчках, что это немало -Да-да -Он к директору пошел, ------------------------------ Читайте также: - текст В случае убийства набирайте «М» - текст Завтра встану и ошпарюсь чаем - текст Карлито и его заветная мечта - текст Дэнни Цепной пес - текст Шоссе |