особый способ бытия. Тем не менее, то, что является их собственным, часто, долгое время, остается чужим для человека, потому что он оставляет это, не присваивая. И люди часто оставляют принадлежащее им, поскольку боятся, что оно захватит их. М.Хайдеггер, "Гимн Гёльдерлина "Истр". Этот ландшафт образовался из части речного рукава. Растения постоянно растут, и листья периодически опадают на землю. А во время наводнений приносятся песок и камешки. Пруд мелеет и мелеет, и, в конце концов, превращается в обычный кусок ландшафта, дополняющий общую картину. То есть вы можете восстановить историю реки. И, может быть, однажды вместо уже виденной реки вы увидите равнину, а река пробьет новое русло и будет течь в ином направлении, прорезая все новые и новые рукава, меняя окружающий пейзаж, создавая свою историю. И этот открытый луг представляет собой только определенный период речной истории, и если река не вернется обратно в ближайшие несколько десятилетий, начнет расти лес, и ландшафт станет таким, каким мы его видели в начале нашего путешествия. Дунай Дунай. Исток в Германии. "Его собственное прошлое (а это всегда означает его поколение) - не следует за Dasein, но почти всегда опережает его". М.Хайдеггер, "Бытие и время". На самом деле, чтобы прояснить этот очень сложный вопрос (а на мой взгляд это самый сложный вопрос - вопрос о времени), нам необходимо ознакомиться с тем, на чем основывается "Бытие и время" и с отношением Хайдеггера к Гуссерлю. Это очень важно. По-моему, если не рассматривать "Бытие и время" в контексте сложного диалога Гуссерля и Хайдеггера, невозможно понять суть вопроса. В 1918 году Хайдеггер стал ассистентом феноменолога Эдмунда Гуссерля во Фрайбургском университете. В 50 км от истока Дуная, в горной избушке в Тодтнауберге Хайдеггер написал то, что станет его величайшим трудом - "Бытие и время". В книге есть посвящение: "Эдмунду Гуссерлю в почитании и дружбе посвящается". Тодтнауберг в Бадене, Шварцвальд, 8 апреля 1926 года. 8 апреля 1926 года Гуссерлю исполнилось 67 лет. Тодтнауберг, Германия. Нельзя забывать, что "Бытие и время" была опубликована в 1927 году, но Хайдеггер написал её уже в 1926 году, и в ней содержится посвящение Гуссерлю к его 67-летию, и ровно в этом же году Эдит Штайн и Хайдеггер опубликовали лекции Гуссерля о времени. Это подсказка. Хайдеггер вступил в нацистскую партию 1 мая 1933 года. В том же месяце он при поддержке национал-социалистов был избран ректором Фрайбургского университета. Его знаменитая речь была произнесена 27-го мая в холле университета. Хайдеггер был окружен растяжками с изображением свастики. В своей речи он цитировал Прометея, "первого философа", каким он изображен у Эсхила: "Техне, знание гораздо слабее необходимости". И добавил: "Любое знание о вещах пасует перед превосходством судьбы". Хайдеггер ушел с должности ректора на следующий год. Фрайбургский университет, Германия Если мы не будем всё время помнить, что в то время как Хайдеггер пишет "Бытие и время", он одновременно работает над подготовкой к публикации гуссерлианских лекций о времени, мы не сможем понять, что на самом деле происходило. Очевидно, что "Бытие и время" - это полемика с Гуссерлем. Очевидно, что это также полемика с Кантом, Гегелем, с другими философскими авторитетами, греческими и немецкими, но, в первую очередь, это полемика с Гуссерлем, которого Хайдеггер практически никогда не называет. Донаустауф, Германия До истока: 470км И эта полемика с Гуссерлем является ключевой. Во Введении Хайдеггер утверждает, что прошлое Dasein не следует за Dasein, это прошлое всегда предшествует ему. И это прошлое (он называет его прошлым Dasein, историчностью Dasein) не есть прошлое, прожитое Dasein. Это, скорее, историческое прошлое в гёльдерлиновском ------------------------------ Читайте также: - текст Большое дело - текст Налётчики из Токио - текст В Осаде - текст Край света - налево - текст Два злобных глаза |