вопросом нашего времени? Вы спросили, почему вопрос о технике так, как он сегодня стоит, требует от нас возвращения к древним грекам? Во-первых, что позволяет мне утверждать, что техника развивается быстрее чем культура? В моей книге говорится, что человек и техника неразделимы. Феномен гоминизации есть феномен технизации живого. Человек есть ничто иное, как техническая жизнь. Но на протяжении тысяч и даже миллионов лет человек не ощущал этого своего технического измерения, основы его жизни и существования, основы, которая делает его особенным, уникальным существом среди всех живых существ. Долгое время человек не чувствовал этого отличия, так как техника развивалась вместе с человеком более или менее гармонично. До индустриальной революции в начале XIX века человек живет в техническом окружении, обычно - стабильном, но изменяющемся время от времени. Историк Бертран Жиль называет такие периоды "технологическими прорывами". Технологические прорывы происходили с самого зарождения человечества. Сначала - крайне редко. Думаю, с перерывами во многие сотни тысяч лет в период предыстории. Затем, в доисторическую эпоху, начиная с неолита и далее, периоды между прорывами составляют тысячи лет, и, начиная с греков, доходят до сотен лет. Затем, начиная с классической эпохи, перерывы составляют уже десятилетия. В 1780 году изобретение парового двигателя начинает великую индустриальную революцию. Это вызывает большие изменения в производственном процессе. По сути, это изменение и есть индустриальная революция. Итак, две вещи происходят во время этой революции. Во-первых, длительность перерывов становится все короче. Они настолько сузились, что практически нет стабильности в технических системах. Вплоть до XVIII века наука, включая философию - с одной стороны, и технология - с другой, суть два разных мира, которые почти не соприкасаются. Приходится ждать до конца XVIII века и начала XIX века, т.е. до возникновения промышленности, чтобы возникли новые отношения между наукой и техникой, и эти отношения совершенно нарушают тот философский порядок, который был установлен со времен Платона и Сократа. Греческая наука и философия утверждали, что техника не имеет онтологической глубины и онтологического значения. Техника есть ни что иное, как "произведенность", которую необходимо отделять от онтологии, от бытия. Явление должно быть отделено от сущности. Становление должно быть отделено от бытия. С тех пор наука и техника были фундаментально разделены. В конце XVIII века эти отношения изменятся. Отношение противоположности между наукой и техникой становится отношением единства. В результате - новая динамика в развитии техники, которая приводит к тому, что я назвал "перманентной инновацией", вследствие чего техника изменяется непрерывно. И, более того, в это время в индустриальной сфере возникает конкуренция между предприятиями. Это приведет к процессу глобализации, развитию железных дорог и судоходства, открытию новых огромных рынков. Таким образом, мы покидаем сферу национального. Мы быстро переходим в фазу конкуренции, где борьба происходит за счет технических новшеств, а именно за счет оптимизации машинной производительности. И эта экономическая война выразится в научно-технической войне. И тут возникает проблема разделения между общественной организацией, духовной организацией, языковой, политической, экономической, религиозной, эпистемической или эпистемологической, правовой, метафизической, и даже биологической сферами. Все эти сферы - системы, и одним ударом все они разбиты, перевернуты, взорваны технологической системой ее динамикой электроники и интернета. Этот процесс начался в XIX веке. Но именно теперь мы ощущаем его необыкновенную, грубую мощь. Это началось в XIX веке, ибо в это время набирают темпы новые процессы и, соответственно, промышленности в ходе экономической борьбы ------------------------------ Читайте также: - текст Гол 2: Жизнь Как Мечта - текст Первая любовь миллионера - текст Энни Холл - текст Фанаты - текст Унна и Нуук |