страха. Мы разъедаемы сыростью, холод находит на наши разлагаемые тела. С окоченелым отрицанием в своем пристанище, лишенном четкой формы, страдаем в темноте, где нет темноты, нет еды, нет воды, где звуки бомбежки отражаются от мешков с песком, где ничего не видишь и не слышишь, кроме измученной Хорватии и тех, кто защищают ее бастионы. Мы вырастем из святой земли, сотканной из праха, пыли и смерти. С грязным факелом и упадком мира в наших руках. Восстановим руины уничтоженных домов, выстроим дома, превращенные в ужасающие места обитания. Но чтобы дике стала необходимостью, сначала должна возникнуть техника. Техника, протезы, артефакты, то, что позволяет людям выжить и бороться с хищниками, как рассказывается в мифе о Прометее и Эпиметее. Но техника - это также и "подпорка" памяти: например, книги. Книги - "подпорка" памяти, протез, который позволяет Гермесу записать закон. В мире древних греков Прометей и Эпиметей - это боги, которые принадлежат той трагической эпохе Греции, когда еще не верили в бессмертие души. В эту эпоху не было бессмертной души. Было представление, что душа скитается в царстве мертвых. Но она не бессмертна. Это важно. Это значит, что мысль о Прометее и Эпиметее - дохристианская, возникшая до христианства и до платонизма. Именно Платон выдвигает идею о бессмертии души, воспринятую затем святым Павлом из греческой философии. До Платона никто не считал, что душа бессмертна. Считалось, что душа, человек, сознание, эго, скажем так, - смертное, именно таким и было - смертным. Что значит, что человек смертен? Это значит, что он обречен ждать смерти. Своего конца. Человек постоянно и неотступно находится в состоянии страха перед смертью. Это то, что Хайдеггер называет "ангст", страх смерти. Этот страх гонит нас собирать урожай, делать запасы, строить дома и так далее. Беспокойство без конца. Миф о Прометее и Эпиметее рассказывает историю об этом фундаментальном страхе живого существа, которое фундаментально смертно. Существа, для которого нет способа избежать смерти, но которое, с другой стороны, в ответе за свою судьбу, "гешик". Это значит, что миф пересказывает доплатоновским, дометафизическим способом, взаимоотношения между "гешик", судьбой, временем, и техникой. Потому что этот вопрос неотделим от памяти и забвения: Эпиметей же говорит: "Я забыл!" Эта проблематизация техники как памяти, как времени, как забвения и как судьбы заявлена Протагором, идеи которого восходят к Эсхилу и Гесиоду. И эта проблема ставит вопрос о политике. Необходимость помнить Необходимость прощать Здесь, однако, мы желаем строить. Ибо реки дают плодородие земле. Когда растут растения, когда лето, животные идут к воде, а также - люди. Фридрих Гёльдерлин, "Истр". Часть 2. Здесь будем строить. Часть, в которой философ Жан-Люк Нанси поднимет вопрос о политике и будет проводником по Венгрии. "Полису принадлежат боги и храмы, праздники и игры, правители и советы старейшин, ассамблеи и войска, корабли и маршалы, поэты и мыслители. Однако нельзя воспринимать все это с точки зрения гражданского общества XIX века. Это не части неких украшений государственного правопорядка, который требует произведения "культурных достижений". Скорее, от служения богам, от фестивалей и праздников, раба и господина, жертв и битв, чести и славы и их взаимодействия и совокупности складывается и может выжить полис. По этой причине полис достоин изучения, такого изучения, которое, на основе такого достоинства, позволяет принять все необходимые действия и все состояния, принятые у людей." М.Хайдеггер, "Гимн Гёльдерлина "Истр". Жан-Люк Нанси Это определенно экземпляр книги Лаку-Лабарта, у меня давно уже нет этого экземпляра, как и многого другого, знаете ли. Кое-какие книги были потеряны, ------------------------------ Читайте также: - текст Большой босс - текст Однажды давным-давно в Корее - текст Пурпурная дива - текст Испанка - текст Под солнцем Сатаны |