есть свободная комната... Главный вопрос по поводу птиц, конечно, дурацкий и напрашивающийся сам собой - это почему птицы атакуют? Мич... Недостаточно сказать, что птицы - это часть природного компонента реальности. Скорее, это походит на вторжение иного измерения, которое буквально рвёт реальность в клочья. Мы, люди, рождаясь, не оказываемся в реальности неким естественным путём. Для того, чтобы мы поступали как нормальные люди, которые взаимодействуют с другими людьми, которые живут в пространстве социальной реальности, чтобы произошло много вещей. Например, мы должны быть правильно включены в символический порядок и т.д. Когда нарушается это - то есть наше правильное вхождение в символическое пространство - тогда реальность распадается. Так, если выдвинуть психоаналитическую формулу, агрессивные нападения птиц - это, очевидно, взрыв материнского суперэго, материнской фигуры, предотвращающей, пытающейся предотвратить сексуальные отношения. То есть птицы - это грубая инцестуозная энергия. Что я делаю? Извините, извините, я собрался. Боже мой, я думаю как Мелани! Знаете, о чем я сейчас думаю? Я хочу трахнуть Митча! Вот о чём она думает. Нет, нет... О, извините, извините. Я справился с управлением. Миссис Бэйтс... Мы в подвале материнского дома из "Психо". Интерес представляет сама его планировка: события развиваются на трёх уровнях - на втором этаже, первом и в подвале. Они как будто воспроизводят три уровня человеческой субъективности. Первый этаж - это эго. Норман ведёт себя там как нормальный сын, и, что бы ни происходило, его нормальное эго берёт вверх. Верхний этаж - это суперэго, материнское суперэго, потому что умершая мать - это в первую очередь - фигура суперэго. -Нет, мама. Я собираюсь кое-что поднять наверх. -Извини, сынок, но тебе удаётся выглядеть смешным, когда ты даешь мне указания. -Мама, пожалуйста. Нет, я не собираюсь прятаться в подвале для фруктов! Или ты находишь меня вкусненькой, а? И внизу, в подвале, Оно, пространство запретных влечений. И в этом случае мы можем интерпретировать событие, случившееся в середине фильма, когда Норманн перевозит мать - или, как мы узнаём в конце фильма, мумию матери, труп, скелет - со второго этажа в подвал. Нет, ты не сделаешь это ещё раз! И вообще никогда! А теперь убирайся! Я сказала тебе убираться, мальчик! -Я отнесу тебя, мама. Как будто он спускает её в своём собственном сознании как некую психическую инстанцию из суперэго в Оно. Опусти меня! Отпусти меня! Я могу идти сама. Конечно, этот урок - это та старая мысль, которая была продумана уже Фрейдом, о том, что суперэго и Оно имеют глубинную связь. Мать жалуется, сначала с позиции власти: «Как ты можешь так поступать со мной? Как тебе не стыдно! Это же подвал для фруктов!» И после этого мать тут же переходит на позицию непристойности: «Ты не находишь меня вкусненькой?» Суперэго - не этическая инстанция, суперэго - это инстанция непристойного, забрасывающая нас невозможными приказами, смеющаяся над нами, когда нам, конечно, не удаётся каким-либо образом удовлетворить её требованиям. Чем больше мы повинуемся, тем больше оказываемся виновными. В инстанции суперэго всегда присутствуют моменты непристойного безумца. Мы часто встречаем отсылки к психоанализу, заключающиеся в самих отношениях персонажей. Например, трое братьев Маркс - Гручо, Чико и Гарпо. Понятно, что Гручо - самый популярный брат, с его нервозной гиперактивностью, - есть суперэго. Да, это занимает большое место... Знаете, вы тоже занимаете много места. Вам лучше освободить его: я слышал, они собираются вас снести под офисы Вы можете удалиться на такси. А если нет, то можете лопнуть от возмущения. И знаете, вы не перестаёте говорить с тех пор, как я сюда пришёл. Чико - рационалист, эгоист, постоянно всё просчитывающий, - это ------------------------------ Читайте также: - текст Прощай, отель «Дракон» - текст Дзатоити и сундук золота - текст Дух времени: приложение - текст Верхом на пуле - текст Бронкская история |