казалось, что у меня вот-вот остановится сердце или разорвется от боли. Всего 5 минут, как ты уехала. Как же я выдержу эту боль? И я плакала на коленях у папы. Папа сидел не шевелясь и молчал, только гладил меня по голове. Он не утешал меня. Просто курил свою трубку, и клубы дыма окутывали нас. Иногда он говорил: "Хочешь, пойдём вечером в кино?". Или: "А у нас сегодня к обеду мороженое". Но мне не хотелось ни в кино, ни мороженого. Я умирала. Так и шли дни, недели, мы прекрасно жили вдвоём. Нам почти не о чем было говорить. Но ему я никогда не мешала. Порой он, правда, был хмур и подавлен - я не знала тогда, что у него туго с деньгами. Но стоило мне подбежать к нему, как он бросал все дела. Мы беседовали, и он ласково гладил меня по голове. Случалось, дядя Отто сидел у нас на кожаном диване и потягивал коньяк. Они с папой о чём-то тихо переговаривались. Так тихо, что, казалось, не слышали друг друга. Изредка дядя Харри забегал сыграть в шахматы, и в доме становилось ещё тише. Явственно слышалось мерное тиканье часов наверху. За несколько дней до твоего приезда у меня от волнения всегда подскакивала температура. Я знала, как ты боишься любой инфекции, и мне было страшно, что я разболеюсь всерьёз. Когда ты приезжала, у меня от счастья перехватывала горло. Я не могла произнести ни слова. Ты не понимала этого и говорила: "Эва совсем не рада, что мамочка дома?". Я краснела, покрывалась испариной и молчала. Я ничего не могла сказать, да и привычки такой не было. В доме всегда говорила только ты, одна ты. - Эва, ты преувеличиваешь... - Постой, мама, дай мне договорить. Я немного захмелела, но если бы я не выпила, я бы не сказала того, что сказала. Я скоро замолчу, должно быть. Стыдно будет за свои слова или просто устану. Тогда и возражай, я буду молча слушать. Как слушала тебя всегда. Я горячо любила тебя, мама. Любила, но не верила твоим словам. Слова говорили одно, а глаза - другое. В детстве твой голос, мама, он... он околдовывал меня, завораживал. И всё равно я чувствовала, что ты почти всегда кривишь душой. Я не могла проникнуть в смысл. А твоя улыбка... это было ужасней всего. Когда ты ненавидела папу, ты называла его "Мой дорогой друг". Когда уставала от меня, ты говорила "Милая моя девочка". И при этом улыбалась. Что же ты молчишь? Что я могу сказать? Возрази мне, опровергни. Думаешь, стоит? Не знаю, право. Ты упрекаешь меня в том, что я уезжала. И в том, что оставалась. Ты, наверное, никогда не понимала, как мне было трудно все эти годы. Невыносимо болела спина, а я не могла заниматься как следует. Отменялись наиболее выгодные ангажементы. А ведь в музыке - смысл моей жизни. И потом нескончаемые угрызения совести, что я не уделяю внимания тебе и папе. Почему ты так улыбаешься? Я говорю совершенно искренне. Впрочем, если ты не поверишь, мне всё равно. Я хочу раз и навсегда высказаться, расставить все точки над "i". Я постараюсь тебя понять. Это было в Гамбурге. Первый бетховенский концерт. Не особенно трудно. Я имела успех. После концерта маэстро Шмисс - дирижёр, ты помнишь его? Его уже больше нет. Он повёз меня в модный ресторан, и мы дивно поужинали. Мы просидели уже довольно долго, спина не болела. У меня было чудное настроение. А вдруг он говорит: "Почему ты не живёшь спокойно дома... ...с мужем и детьми, как полагается респектабельной даме?". "Зачем постоянно подвергать себя унижениям?". Я в полном изумлении смотрю на него: "Я так плохо играла сегодня?". "Я этого не говорил". Помолчал и добавил: "Ничего не могу с собой поделать, всё время в памяти 18 августа 1934 года". "Ты играла тогда этот концерт в Линце. Я дирижировал. Тебе 20 лет". "Битком набитый зал. Божественные звуки". "А по окончании несколько секунд тишины и шквал, буря аплодисментов.". "Ты была в лёгком красном платье, длинные распущенные волосы спадали до пояса". Я говорю: "Как ты всё это помнишь?". "Я записал это на партитуре, я все яркие ------------------------------ Читайте также: - текст Крутой парень - текст Последний замок - текст Народ против Ларри Флинта - текст Тайна острова чудовищ - текст По этапу |