Перевод: rtm fenixclub Наша проблема не в том, удовлетворяются ли наши желания или нет. Проблема в том, как мы узнаем, чего именно мы желаем. Нет ничего спонтанного и естественного в наших желаниях. Наши желания искусственны - кто-то должен научить нас желать. Кино - это предельно извращённое искусство. Оно не даёт вам то, что вы желаете, оно говорит вам, как желать. КИНОГИД ИЗВРАЩЕНЦА Представляет философ и психоаналитик Славой Жижек Часть первая Ты мне правда нравишься, но только этого недостаточно. Я забыл! Твоя мать пригласила меня на ужин. Хорошо. Принеси с собой мороженное, ладно? Конечно! Какое ты хочешь - шоколадное или ванильное? -Шоколадное. -Хорошо. В этом замечательном отрывке из "Одержимых" принципиальна отсылка к волшебному искусству кино в самом фильме. Перед нами обычная девушка из рабочего класса, живущая в скучном маленьком провинциальном городке. И вдруг она оказывается в ситуации, где сама реальность производит волшебный кинематографический опыт. Она подходит к железнодорожным путям, поезд трогается, и как будто тот, кто в действительности был просто человеком, стоящим около медленно проходящего поезда, превращается в зрителя, глядящего в волшебный экран. Не желаете выпить? О, не уходите. Заглянете? Не сюда. Заходите и будьте настороже. Перед нами очень простая, обыденная сцена, в которой внутренний мир героини, мир её фантазий сконструирован таким образом, что, вся настоящая реальность находится здесь: поезд, девушка, однако часть реальности в её и нашем восприятии переносится на волшебный уровень, становится экраном ее мечтаний. Это и есть суть искусства кино в его чистом виде. Это твой последний шанс. После этого вернуться будет невозможно. Ты принимаешь синюю таблетку - история заканчивается, ты просыпаешься в своей постели и веришь во что хочешь. Принимаешь красную - остаёшься в Стране чудес и я покажу тебе, как глубоко ведёт кроличья нора. Но выбор между синей и красной таблеткой на самом деле не есть выбор между иллюзией и реальностью. Конечно, Матрица - это машина иллюзий, но это те иллюзии, которые уже изначально структурируют нашу реальность: если вы изымите из нашей реальности те символические фикции, которые её регулируют, то вы потеряете саму реальность. А мне нужна третья таблетка! Так что же такое третья таблетка? Определённо не какая-то трансцендентальная таблетка, которая создаёт подделку религиозного опыта в стиле фаст-фуд, но таблетка, которая позволяет мне воспринимать не реальность позади иллюзии, но реальность в самой иллюзии. Если нечто становится слишком травматичным, слишком жестоким, даже слишком... слишком наполненным наслаждением, это расшатывает координаты нашей реальности: нам нужно это придумать. Первое правило фильмов ужасов гласит - давайте представим ту же историю, но без элемента ужасного. Я полагаю, это даёт отправную точку. Мы посреди бухты Богеда, где разворачивается действие хичкоковских «Птиц». «Птицы» - это фильм о молодой богатой светской девушке из Сан-Франциско, которая влюбляется в парня, едет за ним в бухту Богеда, где узнаёт, что он живёт со своей матерью. Конечно, это не моё дело, но когда ты приводишь такую девушку... -Дорогая... -Да? Думаю, я сам могу разобраться с Мелани Дениелс. Что ж, если ты знаешь, чего хочешь, Мич... Я точно знаю, чего я хочу. И потом в фильме идёт обычный эдиповый винегрет из инцестуозного напряжения между матерью и сыном, сын разрывается между своей властной матерью и навязчивой девушкой. -Что с ними происходит? -Что происходит со всеми птицами? -Куда поставить этот кофе? -Туда, на стол, дорогая. Поторопись со своим, Мич. Мисс Дэниелс уже собирается уезжать... Я думаю, ты должна остаться на ночь, Мелани. К тому же у нас наверху ------------------------------ Читайте также: - текст Американский жиголо - текст Живая мертвечина - текст На исходе дня - текст Куросава - текст Бункер |