Перевод студентов СПбГУ Жак Лакан родился 13 апреля 1901 года и умер 9 сентября 1981 года. ЖАК ЛАКАН ГОВОРИТ Режиссер Франсуаза Вольф Уважаемые дамы и господа, в данном случае будет сказано слишком мало или слишком много, если я приведу ставшую классической формулировку, гласящую: "Никто не представляет Жака Лакана". Это очень подходит к нашему случаю, поскольку Жак Лакан решил, следуя своей неподражаемой манере, как вы могли увидеть из афиши, говорить, не ограничивая себя заранее какой-либо конкретной темой и даже формой этой лекции - это может быть и монолог, и диалог, - лишь бы охватить запланированное. 15 лет назад Жак Лакан уже приезжал в Лёвен. Тогда он выступал в небольшой и гораздо менее заполненной аудитории в Институте философии. То, что он выступает сегодня перед этой аудиторией, говорит о том, что все вы прекрасно понимаете, какое место занял и по сю пору занимает Жак Лакан в аналитическом движении, в аналитическом дискурсе. Роль Лакана состоит в том, что он придал смысл аналитическому дискурсу прошлого и настоящего. Это также свидетельствует о том рвении, господин Лакан, с каким аудитория Лёвена готова слушать Вас. Всякий знает, что, по сути, главный, и, может быть, единственно возможный способ проникнуться специфическим учением Лакана - это участвовать в его семинарах. Его семинары в значительно большей степени, чем его книги, как он сказал некоторым из вас только что, помогают непосредственно понять и схватить саму суть того, о чем он говорит. Поэтому все мы осознаем, что это огромная привилегия для нас сегодня получить возможность услышать его - вместо того, чтобы продираться через его работы. И я с огромной честью предоставляю ему слово. Отрывок из лекции, прочитанной в Лёвенском университете 13 октября 1972 года Меня так тепло представили вам, и это ставит передо мной довольно трудную задачу - попытаться передать вам то или иное. Я был бы весьма признателен, если те, кто сидят по краям, каким-то образом, как им захочется, дадут мне понять, хорошо ли они меня слышат. Мне не очень нравится этот объект, поэтому я бы спрятал его под галстук, но если это представляет препятствие, пожалуйста, будьте добры сказать мне. Вам слышно? Вам не слышно. А так слышно? Нет? Скажите мне. Нормально? Итак, галстук был препятствием. Я сделал несколько заметок на клочке бумаги, когда закончил занятие с группой из 25-30 человек, которые любезно отозвались на моё настойчивое приглашение. Я вполне удовлетворён этим, потому что никогда прежде я не выбирал 25 человек, зная при этом, кому я буду говорить. Я был так доволен, что прозанимался с ними с 16:00 до 18:30. И понятно, что это, конечно, не оставило мне времени для подготовки к лекции. У меня не было ни малейшего желания читать лекцию, но... у меня вообще никогда не бывает желания делать это, но я, действительно, преподаю. Я делаю это, ну, да, в течение очень долгого времени. Я читаю лекции уже 17 лет. Вопросы, как я уже сказал, интересуют меня, очень интересуют. Очень интересуют в том смысле, что любой вопрос формулируется всегда только на основе ответа, а не в сомнении. Люди задают вопросы... ...добрый день... только когда у них уже есть ответ. Мне кажется, это жестко ограничивает область вопроса. Тем не менее, это дало мне возможность определить, что значит ответ для каждого конкретно. Очевидно, ответы у всех разные. И в самом деле, именно это представляет препятствие для того, что мы так вежливо называем коммуникацией. Ну, как я вижу, у меня есть аудитория. У нас есть коммуникация и замечательные люди. Коммуникация заставляет нас посмеяться. Что до меня, меня весьма приободряет то, что вижу вас здесь, перед собой. Я думаю, мы сделаем шаг вперед, хотя бы небольшой. Дискурс, как я его понимаю, вот что. Дискурс это тот тип социальной связи, который мы зовем согласием, если вам угодно. Говорящее существо – это плеоназм. Тт факт, ------------------------------ Читайте также: - текст Полпути - текст Прощай, ковчег - текст Когда придёт кот - текст Дрожь - текст Папин детский сад |