Откуда взялась идея «Терминатора», и почему Кэмерона обвиняли в плагиате

Откуда взялась идея «Терминатора», и почему Кэмерона обвиняли в плагиате

15.09.2021 0 Автор admin

Наверное, все фанаты фильма «Терминатор» 1984 года читали интересные факты о нем. Среди них значилось, что некто Харлан Эллисон обвинил Джеймса Кэмерона в плагиате. Важно отметить, что в русскоязычном сегменте интернета часто упоминают, что Эллисон – сценарист оригинальной черно-белой «Сумеречной зоны», однако, это грубая ошибка.

Харлан Элиссон написал сценарии для нескольких серий шоу «За гранью возможного» (встречается также под названием «Внешние пределы»), которое шло с 1963 по 1965 год. Российские зрители чаще помнят этот сериал по его цветному возрождению, 1995-2001 годов. «С вашим телевизором полный порядок… Мы контролируем изображение…». Помните сериал с таким слоганом?

Претензии к Кэмерону были по поводу двух серий – «Солдат» (2 сезон 1 серия) и «Демон со стеклянной рукой» (2 сезон 5 серия), обе сняты в 1964 году. Посмотрим, действительно ли в этих сюжетах есть что-то общее с «Терминатором», вышедшим спустя 20 лет.

«Солдат»

Весьма неожиданно, но серия начинается с изображения войны будущего. Ночь, лазерные лучи, вспышки в небе… И человек по имени Квало. Который должен воевать против своего врага. Это живой человек, но он был специально рождён для того, чтобы сражаться. У него нет чувств, у него есть только цель – убить своего врага. Ничего не напоминает? «Он не чувствует ни жалости, ни сострадания, ни страха». Так можно сказать не только о Т-800, но и о Квалло.

Враг нападает. Он такой же, как и наш герой, только взрощенный другим государством. Внезапно появляется временной портал благодаря слиянию лучей энергетического оружия, который переносит Квало в наши дни (ну, в 1964), а куда противника – неизвестно.

Квало оказывается в переулке, где неоновая светящаяся вывеска и провода источают снопы искр и куда подъезжает патрульная машина. Кажется, это снова что-то напоминает. Герой стреляет в машину из своего оружия, она исчезает, но его все же хватают патрульные. Он, как и Кайл из «Терминатора», оказывается в психиатрической лечебнице, где его считают за сумасшедшего.

Контакт с Квало находит только один человек – филолог Том Каган (сразу видно, что не доктор Силберман), которого пригласили расшифровать диалект, на котором разговаривает попаданец. Том достиг значительных успехов в общении с Квало, и в итоге забрал его к себе домой.

Но «в будущем люди-машины рождены, чтобы убивать». И если Квало «смог осознать ценность человеческой жизни», то у его врага все ещё была одна цель – ликвидация противника. И вот, временной портал переносит второго значимого героя прямо в дом Кагана. Тут и Квало вспоминает свою цель (а может, пытается, защитить друзей?). Заканчивается все плачевно – Квало и его враг убивают друг друга. Цель уничтожена.

«Демон со стеклянной рукой»

В начале серии закадровый голос рассказывает нам о том, что разные легенды гласят о существовании Вечного человека, которому не страшна смерть. В разные времена у него разное имя, однако, самое распространённое – это Гильгамеш.

Главный герой – мужчина по имени Трент. Он ничего не помнит о том, что с ним происходило до настоящего времени. Вместо левой руки у него протез, который на самом деле является суперкомпьютером. Есть только один недостаток, вернее, три недостатка. Три пальца отсутствуют.

Компьютер сообщает Тренту, что тот узнает всю правду, когда получит пальцы. На Трента нападают инопланетяне-гуманоиды. Один из инопланетян схвачен в плен, и он рассказывает Тренту все.

В будущем пришельцы захватили Землю, однако люди оказались не так-то просты. Они заразили инопланетян непонятной смертельной чумой, сами же все пропали. После этого Трент, живший в том же будущем, был переброшен назад во времени. В надежде найти ответы, гуманоиды отправились за ним. Они думают, что все ответы спрятаны в суперкомпьютере главного героя.

Сначала кажется, что будет Хэппи Энд. Трент побеждает гуманоидов, забирает пальцы. Но тут он узнает страшную правду. Он робот, а не человек. А человеческие клетки в цифровой форме спрятаны в его теле. Как только закончится чума через 1200 лет, и гуманоиды вымрут, он должен будет возродить человечество. Такой вот аналог Сары Коннор.

Так какой итог? Является ли «Терминатор» плагиатом, как об этом заявлял Харлан Эллисон? Сложно отрицать, что Джеймс Кэмерон явно вдохновлялся этими сюжетами и образами из них. Но ведь и главный сюжет он придумал и проработал сам. Что вы думаете на этот счёт?

неоновая светящаяся вывеска