Поздниий период в творчестве Бетховена

Поздниий период в творчестве Бетховена

11.09.2021 0 Автор admin
Поздний период творчества совпадает по времени с десятью последними годами жизни Бетховена.
В это время были написаны три последние симфонии (7-я, 8-я и 9-я), четыре последние сонаты для фортепиано ( 29 — 32), последние квартеты, Торжественная месса, Вариации на тему Диабелли.
Что объединяет почти все эти сочинения? Интерес к полифонии вообще и к фуге в частности (известна шутка Бетховена, обращённая к коллегам «по цеху»: » Если не знаешь, что писать,- пиши фугу»). Бетховен в своих высказываниях часто сетовал на известную ограниченность современного ему музыкального языка.
Гомофонно — гармонический стиль, господствовавший во второй половине 18 — го века и в начале 19 — го, в значительной мере исчерпал себя.
Музыка Иоганна Себастьяна Баха с его полифоническим мышлением была почти забыта; его считали » учёным сухарём», что в высшей степени несправедливо..
Бах писал такую же по стилю музыку, что и его современники, но МЕТОДОМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА БЫЛА ПОЛИФОНИЯ. Это качество музыки Баха чрезвычайно ценил Бетховен ( который говорил о Бахе:» Не ручей, море должно было быть ему имя!») Поэтому в своих поздних сочинениях композитор обращается к фуге. Причём фуга интересовала его именно как СРЕДСТВО развития тематизма, в то же время хорошо цементирующее структуру произведения.
Таковы, например, фуги в 29 сонате, 9-й симфонии, в 16 — м квартете… Интересно задаться вопросом, что было бы, проживи Бетховен ещё лет 10 — 15? Рискну предположить, что он полностью перешёл бы к полифоническому стилю, подобно Баху. Впрочем, история не знает сослагательного наклонения…
Что же было дальше, после ухода Бетховена из жизни? Буквально на следующий год, в 1828 — м, за четыре месяца до собственной кончины, Шуберт сочиняет мессу, одной из частей которой является фуга. Годом позже, в 1829 году, 20-летний Мендельсон дирижирует «Страстями по Матфею» Баха, и, естественно, проявляет неподдельный интерес к полифонии как композитор ( фуга в «Итальянской симфонии»)… Можно отметить также фугато в увертюре к «Проданной невесте» Сметаны…
Нелишне будет напомнить, что понятие «полифония», «контрапункт», подразумевает два вида: ГОРИЗОНТАЛЬНО — ПОДВИЖНОЙ и ВЕРТИКАЛЬНО — ПОДВИЖНОЙ контрапункт. Горизонтально — подвижной предусматривает имитацию голосов с одной и той же темой ВО ВРЕМЕНИ, то есть по горизонтали. Типы такой полифонии — собственно ФУГА и КАНОН. Пример канона в классической музыке 19 века — Ноктюрн из 2-го квартета Бородина.
Вертикально — подвижной контрапункт — ОДНОВРЕМЕННОЕ сочетание различных тем или просто мелодических линий с ВОЗМОЖНОСТЬЮ их дальнейших перестановок ПО ВЕРТИКАЛИ(верхний голос становится нижним, а нижний — верхним) классические примеры одновременного сочетания различных тем: «Ледовое побоище» из кантаты «Александр Невский» Прокофьева и первая часть пятой симфонии Шостаковича… и если уж мы заговорили о примерах полифонии в классической музыке 20-го века, то следует отметить две гениальные фуги: первая часть 4-ой симфонии  Шостаковича и » Симфония псалмов» Стравинского.
Излишне говорить о циклах «24 прелюдии и фуги» в творчестве Шостаковича и Родиона Щедрина..
Таков был один из магистральных путей развития музыкального  искусства в 19 веке, который в конце концов привёл к полному отказу от тональности, замене тематического материала на двенадцати тоновый  звуковой ряд, и утверждение ПОЛИФОНИИ, как единственного средства развития материала( традиция, идущая от мастеров 15-16 веков)…
Другой путь классической музыки 19 века — путь немецкого романтизма (хотя, как говаривал Пушкин, «романтизма тут нимало не видим мы, да что нам в том»). Имеется в виду симфоническое и камерное творчество Шуберта, Брамса, Брукнера, Рихарда Штрауса.
В качестве примера можно привести 9-ю симфонию Брукнера. 2 часа музыки, тематический материал «размыт», абсолютно непонятно, откуда всё движется и куда, лишённые какой-либо логики чередования туттийных  моментов и затишья. Это традиции, ведущие от Бетховена?? В чём смысл такого произведения, в «прославлении немецкого духа»? Ответа на эти вопросы нет. Нам представляется, что это » путь в никуда»…
М. Свердлов