ФИЛЬМААвтор субтитров: София Акимова ОБЩЕСТВО СПЕКТАКЛЯ Сценарист и режиссер - Ги Дебор По книге Ги Дебора "Общество спектакля" В фильме использованы фрагменты ранее снятых работ Джона Форда, Николаса Рея Джозефа фон Штернберга, Рауля Уолша, Орсона Уэллса, Сэма Вуда, а также работы известных представителей бюрократического кинематографа так называемых социалистических стран. Комментарий к данному фильму, снятому в октябре 1974-го, состоит полностью из цитат, взятых из первого издания "Общество спектакля" (1967). Итак, все отдельные образы, оторванные от различных аспектов жизни и полноты этой жизни, слились в едином бурлящем потоке, в котором былое единство жизни уже не восстановить. В любви это разделение ещё существует, но не как разделённое, а как целое и в любви живое встречается с живым. Этот фильм посвящен Алисе Бекер-Хоу. В обществах, достигших современного уровня развития производства, вся жизнь проявляется как огромное нагромождение спектаклей. Всё, что раньше переживалось непосредственно, отныне оттеснено в представление. Образы, оторванные от различных аспектов жизни, теперь слились в едином потоке, в котором былое единство жизни уже не восстановить. Реальность, рассматриваемая по частям, является нам уже в качестве собственной целостности, в виде особого, самостоятельного псевдо-мира, доступного только созерцанию. Все образы окружающего мира собрались в самостоятельном мире образов, насквозь пропитанном кичливой ложью. Спектакль вообще, как конкретное отрицание жизни, есть самостоятельное движение не-живого. Спектакль одновременно представляет собой и само общество, и часть общества, и инструмент унификации. Спектакль как часть общества выступает как сектор, сосредотачивающий на себе все взгляды и сознания. Однако, уже в силу того, что этот сектор является разделённым, он оказывается сосредоточением ложных взглядов и ложного сознания, а достигаемая им унификация - ничем иным, как официальным языком всеобщего разделения. В итоге наших размышлений мы оцениваем, что сделано положительного и ясного и как много ещё надо сделать. Спектакль - это не совокупность образов, но общественные отношения между людьми, опосредованные образами. Во всей своей полноте спектакль есть одновременно и результат, и содержание существующего способа производства. Он не является каким-либо дополнением к реальному миру, надстройкой к нему или декорацией. Это краеугольный камень нереальности реального общества. Во всех своих проявлениях, будь то информация или пропаганда, реклама или непосредственное потребление развлечений, спектакль являет собой модель преобладающего в обществе образа жизни. Спектакль - это повсеместное утверждение выбора, который уже был сделан в производстве, не говоря уже о последующем потреблении. Разделение само по себе является частью единства мира, частью совокупности общественной деятельности, расколотой на образ и действительность. Общественная деятельность, перед которой разыгрывается не зависящий от неё спектакль, есть также и реальная целостность, которая содержит в себе спектакль. Но расщепление этой целостности до такой степени калечит её, что вынуждает представлять спектакль как самоцель. Если мир перевернуть с ног на голову, истина в нём станет ложью. Если рассматривать спектакль через призму его собственного о себе мнения, то он подтверждает эту видимость, а также подтверждает, что человеческая социальная жизнь является всего-навсего простой видимостью. Однако критика, добравшаяся до сути спектакля, разоблачает его как видимую негацию жизни, как отрицание жизни, ставшее видимым. Спектакль рассуждает о себе как о чём-то чрезвычайно позитивном, неоспоримом и недосягаемом. Он просто заявляет: "Всё, что мы видим - всё прекрасно, и всё прекрасное - перед нами". Отношение, которого спектакль требует к себе, есть в основе своей пассивное приятие, впрочем, он его уже ------------------------------ Читайте также: - текст Принцесса кровавого снега - текст Кен Парк - текст Девочка-полицейский Йо-йо - текст Люби Меня, Люби Мои Деньги - текст Милашка Хани |