КОНЕЦТАНЕЦ ЛЬВА (Кагамидзиси) Кикугоро Оноэ* 6-й [* Династия актёров театра «кабуки».] Фильм снят в 1935 году Режиссёр Ясудзиро Одзу Общеизвестно, что Кикугоро Оноэ 6-й — самый талантливый актёр театра «кабуки» нашего времени. Он унаследовал остроумие отца, Кикугоро 5-го, и в то же время блистает вдохновением, достойным истинного сына Эдо*. [* Старое название Токио.] Он родился в семье великих актёров, чтившей традиции и подчинённой им. Это наложило на него неизгладимый отпечаток. Но крывшееся в нём озорство в сочетании с находчивостью помогало ему противостоять отцовскому авторитету. Отец отдал его на обучение Дандзюро Итикаве 9-му. Кикугоро 6-й унаследовал имя Кикугоро 5-го и его мастерство. Он овладел основами танца «кабуки» ещё в юности под руководством Дандзюро 9-го. Но ученику было всего 19 лет, когда учитель умер. Потенциал Кикугиро 6-го ещё не раскрылся полностью. Природный талант в сочетании с приложенными усилиями помог ему разработать свою технику. Когда он танцует, он не допускает ни одного случайного слова или жеста. Он добивается совершенства во всём. Отсюда и сила воздействия его танца, которую он довёл до высшей точки. Иногда он совершал яркие и зрелищные трюки. Следует отметить такие его известные роли, как Додзёдзи, Фудзимусумэ и Камуро. Благодаря своему телосложению он мог играть пухленьких девушек, юных и неискушённых. Когда он первый раз сыграл роль Камуро, девочки 12-ти или 13-ти лет, потребовалось пересмотреть весь сценарий постановки. Все его движения, все повадки принадлежали наивной и очаровательной юной девушке. В роли Ясуны он выразил преисполненную благородства чувственность, рождённую весенней меланхолией. В роли Кисэн — сыграл смешного и чистого мальчика. В роли Самбасо, предполагающей простодушную и весёлую манеру танца, его игра не утратила ни строгости, ни благородства. Что касается ролей театра «но», таких как Томомори и Тутигумо, он не только переработал их для театра «кабуки», но и дал им блестящую интерпретацию. Ему удалось передать и человечность, и остальные черты, характерные для «кабуки», но не для театра «но». Кагамидзиси — «танец льва», сложнее которого для исполнителя нет. Для этого танца наряду с бурей чувств и сложнейшей пластикой требуется физическая выносливость. Ещё никому не удавалось исполнить этот танец настолько безупречно. Все «танцы льва» берут начало от пьес «сяккё»* театра «но». [* Буквально — «каменный мост».] Один из древнейших танцев носит название «макурадзиси». В танце должна была появляться гейша. Но Дандзюро 9-й перенёс действие в большое поместье под вечер празднования Нового года. Яёй, крестьянка, греет воду для чая. Старая хозяйка заходит проведать её. Крестьянка, хоть и смущаясь, показывает ей свой любимый танец. Когда танец близится к концу, она касается головы льва, и дух льва овладевает ею. Она исчезает и вновь появляется в образе льва. Она танцует с бабочкой. Этот сценарий был написан революционером от театра, Оути Фукути, в 1893 году. Кикугоро 6-й впервые сыграл в этой постановке в 1914 году, когда ему едва сравнялось 30 лет. Этот фильм снят в 1935 году, когда актёру был уже 51 год, при поддержке Японского международного общества культурных связей, чтобы рассказать о японском искусстве танца за границей. Поэтому в фильме и пропущен первый танец Яёй, некоторые элементы которого изменены. В каком-то смысле это не общепринятая хореография. Но суть представления передана без изменений. Среди ключевых сцен можно выделить описательную, начинающуюся со строки «В эту пору пионы…», в которой актёр любуется опадающими лепестками. Эта знаменитая сцена первого акта является одной из сложнейших для исполнителя. Мы можем восхищаться его игрой, когда дух льва влечёт его к себе наперекор страху, а затем следующей сценой, в которой он превращается во льва и потрясает своей тяжёлой и длинной гривой, исполненный непреклонной мощи, как ------------------------------ Читайте также: - текст Отец невесты - текст Декабрьские мальчики - текст Четвёртый этаж - текст О мышах и людях - текст Заложник |