Игорь Стравинский. Балет «Жар-птица
Игорь Стравинский. Балет «Жар-птица»
Принято считать, что этот балет, сказка — феерия, открывает зрелый период творчества композитора. Это на наш взгляд и так, и не так . Прежде всего, «Жар — птица» является завершением периода становления композитора, как Мастера. За год до создания «Жар — птицы» ушёл из жизни Римский- Корсаков, учитель и наставник Стравинского. Известно, что композитор не обучался у Римского — Корсакова в консерватории, а брал частные уроки в течение нескольких лет. За эти годы были созданы 1-я симфония Ми — бемоль мажор, вполне «корсаковская» по стилю, а также одночастные симфонические произведения «Фейерверк» и «Фантастическое скерцо». Здесь уже заметно влияние импрессионистов, Дебюсси и Равеля.
Известно, что балета «Жар — птица» Стравинского могло и не быть. Первоначально музыка балета была заказана Анатолию Лядову, тоже ученику Римского — Корсакова. Но Лядов, который работал очень медленно и будем прямо говорить, с ленцой, в конце концов так и не выполнил заказ. Тогда обратились к 28-летнему Стравинскому, который, как мы видим, блестяще и в предельно короткие сроки, справился с задачей…
В музыке балета «Жар-птица» — две линии, «корсаковская» и «импрессионисткая» и они существуют в тесной взаимосвязи. Проанализируем два примера: «Хоровод царевен» и » Колыбельная Жар-птицы». Основные темы в том и другом случае — вполне в духе русских композиторов 19 века, прежде всего самого Римского-Корсакова. Но есть и другие моменты. В «Хороводе царевен» — заключительный раздел. Основная тональность здесь предельно расширена; цепочки аккордов, характерные для музыки импрессионистов (вспомним, например, последовательность не связанных между собой нонаккордов в «Затонувшем соборе» Дебюсси) В «Колыбельной» пример такого же рода — короткий эпизод между проведениями основной темы.

Об оркестровке балета «Жар-птица» можно говорить долго. Стравинский превзошёл своих учителей в составе оркестра и роскоши оркестрового наряда. Кстати, сам композитор сознавал излишнюю роскошь оркестровки, дважды редактируя партитуру балета -в 1919 и в 1945 году. Естественно, с годами, состав оркестра становился более скромным и экономным.
Три первые балета Стравинского — «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» созданы в рекордно короткий срок — в течение трёх лет: творческий подвиг композитора. Интересно, что сразу после «Жар-птицы» композитор планировал начать работать над «Весной священной», но позже отказался от этих планов, и, видимо под давлением труппы Дягилева, начал работать над «Петрушкой»…
Трудно представить себе три такие не схожие между собой партитуры, созданные с интервалом в один год. Всё дело в том, что в каждом из этих балетов Стравинский опирается на отличный от двух других пласт русского фольклора. В «Жар-птице» — крестьянские песни и танцы, традиционно используемые русскими композиторами в 19 веке. В «Петрушке» — городской фольклор — источник, почти не использованный до Стравинского. В «Весне священной» композитор обращается к русской музыке доисторической эпохи, седой старине, чего до него не делал никто… Это вкупе с новациями в области музыкального языка, открывает новые горизонты для будущих поколений русских композиторов.
Михаил Свердлов