На его лице был написан испуг. Я хорошо продумал, что я ему скажу: "Я пришел по приказу директора, чтобы сообщить, что я извиняюсь". Итак, я иду к физкультурнику и говорю: "Я пришел к Вам по приказу директора..." Он поспешно перебил меня: "Спасибо, садитесь, я очень рад...". "Спасибо", - сказал я, слегка поклонился и ушел. Я рассказал обо всем директору и услышал ответ: "Мне все равно. Вы извинились и дело сделано". Это был первый случай. Еще один случай был в старших классах. В школе образовалось три группировки: Обскура, Прима и Саксония. Они различались по социальной принадлежности: в Обскуру входили дети высших чинов, в Приму - сыновья учителей, церковнослужителей и т.д. И, наконец, в Саксонию - дети рабочих и крестьян. Хотя никто этого не говорил, но все понимали, что Обскура - это знать. Я сказал, что не вступлю ни в одну из этих группировок. Я не хочу принадлежать ни к одной из них. Эти мои слова директор школы воспринял, как оскорбление. Он не только разрешал, но и поощрял группировки, и я остался в одиночестве. Со мной во время переменок оставались всего двое - трое ребят. Остальные находились на школьном дворе, все в своих группах, и мы - четвёртая. Однажды директор приказал нам стать вместе - там, где располагалась Обскура. Перешли все, кроме меня. Я объяснил, что не могу присоединиться ни к одной социальной группе. Я стою на нейтральной, беспартийной позиции, поэтому все должны идти ко мне, а не я - к ним. Но меня никто не послушал, и я опять остался один. Тогда они стали звать меня к себе и дружелюбно просили передумать. После недолгого раздумья я прислушался к их доводам и всё-таки перешел к ним. Но директор вышел из себя и надолго меня невзлюбил. Хотя, как учитель, он был умён, и я благодарен ему за его уроки, вряд ли я презирал кого-нибудь больше, чем его. Речь идет о большом различии между военной и школьной дисциплинами. Об этом я узнал от отца и потом пытался доказать директору, что он ввёл в школе военную дисциплину, и мы не позволим так с нами обращаться. Он, естественно, впал в ярость и сказал мне: "Вся Ваша семья - это дух оппозиции. С Вас нельзя спускать бдительных глаз, и учителя мне в этом помогут". Со своей стороны я также попортил директору много крови. После того, как я успешно сдал выпускные экзамены, директор оказал мне высокую честь - я должен был держать ответную речь на выпускном вечере. На латыни перед великим герцогом - высокая честь! Я ответил: "Нет, г-н директор, я не могу этого сделать". - "Почему?" "Это будет разочарованием для публики. Мы не настолько хорошо изучили латынь, чтобы выступать публично". Наше противостояние достигло апогея во время прощания. Тогда было традицией после экзамена прощаться с учителями и директором. В то, что мне сказал тогда директор, трудно поверить: "Из Вас не выйдет ничего - Вы органически больны!" Его слова не задели меня, так как я чувствовал в себе внутреннюю силу, позволявшую мне с восторгом смотреть в будущее, несмотря на мою болезнь. Тем не менее слова директора я запомнил на всю жизнь. В то же время я не чувствовал никакой поддержки и от школьных товарищей. Они были с директором заодно. При каждой размолвке я оставался один, как главный нарушитель спокойствия. Это были два последних школьных года. Как-то отец сказал мне: "Тебе нужно надеяться только на самого себя". Он включил меня в группу арендаторов, в ней были три юриста и отец. Группа арендовала участок земли для охоты к югу от Ольденбурга площадью 5 кв. км. Как арендатор я мог обойти каждый метр участка. Я прожил два года бок о бок с природой, я сжился с природой, лучше узнал крестьян. Все это мне очень помогло, но... На краю охотничьих угодий находилось болото, которое позже культивировали. Вокруг были обработанные участки. Болото как море. Далеко-далеко не видно ничего другого... Сегодня этого уже нет. Красивый ландшафт с рекой Хунте и многочисленными речушками. ------------------------------ Читайте также: - текст Предложение - текст Кентерберийские рассказы - текст Звонок - текст Принц Баяя - текст Чудо в Милане |