формы и проявляли себя утончённые умы, стремившиеся достичь эстетического и морального совершенства или искавшие богатства в простоте. Эстетические вкусы японцев кажутся нам зачастую парадоксальными и неудобоваримыми. Алекс Беннет понимает их хорошо, он японовед из Новой Зеландии. Он преподаёт японцам японскую культуру, которая порой остаётся загадкой даже для многих молодых японцев. Приветствие в рёкане. Там уже ожидает господин Авакаи — он подаёт домашние тапочки. Начинается благотворное погружение в другой мир, в другое временное измерение. Горничная встречает гостя у порога, но она не только следит за чистотой и порядком, она является безмолвным проводником, служительницей. В рёкане она отвечает за благополучие гостя, которого она в некотором роде вводит в эту среду, прислуживая ему с изысканной вежливостью и окружая заботой до самого его отъезда. Каждая горничная обслуживает одного, максимум двух гостей. Она говорит с просительными интонациями, её жесты изысканны и сдержанны. Сначала она представляется гостю. Её имя Како, она «ответственная за комнату», так это называется в «Таварая». В знак приветствия она подаёт чай и лакомство. Но что это? Почтенный гость сел напротив токономы*? [* Декоративная ниша.] Нет! Гость должен сидеть спиной к ней, и хотя он её при этом не видит, но сам будет являться как бы частью её. Токонома — это гордость каждого хозяина, принимающего гостей, а для «Таварая» — ещё одно упражнение по достижению совершенства. Там может лежать тщательно выбранный каллиграфический свиток, висеть рисунок тушью или стоять дорогая ваза с икебаной. И больше ничего — чтобы оставить свободу для фантазии. Ничего не давит на гостя, не приковывает его внимания, не отвлекает. Как только горничная его покидает, гость остаётся наедине со своими мыслями и садом. Алекс Беннет, японовед Если вы посмотрите в сад, то сразу заметите, что в нём есть центральное место. Оно притягивает внимание наблюдателя, наводит на размышления. Вид на сад — как картина, как взгляд в другую вселенную, если можно так выразиться. Центральное место в нашем случае — это родничок и камень с надписью. Вместе с фонариком, деревьями и мхом они образуют очень нежную, приятную картину. Она воздействует так, что беспокойство, повседневный стресс уходят. Созерцающий их может почувствовать себя внутренне обновлённым и освобождённым. Всё в «Таварая» нацелено на освобождение духа, пусть и малое. Например икебана, ожидающая гостя в каждой комнате. Ею занимается Хэндзато Сукати. Волшебство икебаны тоже заключается в изысканном и продуманном равновесии. Икебана должна выглядеть как бы «случайной». Очень естественной, немного произвольной. Но опять-таки — это высшее искусство. Потому что ничто — ни углы наклона, ни направление, ни расположение, ни длина — не доверят случаю. Открыть упорядоченность в том, что кажется произвольным, — это тоже поиск смысла жизни и стремление к просветлению. Этот путь в Японии всегда лежит через общение с природой. Каждое утро на рассвете в дзенском храме Рёандзи в Киото граблями выравнивается гравий. Совершенство линий углубляет самопознание. Камни, разбросанные на первый взгляд случайно, как бы приглашают наблюдателя искать смысл в этой случайности. И опять-таки они не перегружают, не давят. Только тому, кто откликается на это приглашение, кто готов задуматься и помечтать, тому в этом саду — произведении искусства XVI-го века — откроются новые острова и континенты, порядок в хаосе. Алекс Беннет, японовед Таково назначение каждого японского сада. На первый взгляд он кажется неструктурированным, но если внимательно присмотреться, то можно найти совершенный порядок в этой кажущейся неразберихе. Так же, как и японская чайная чашка — её цвет и форма, возможно, не всегда совершенны, может быть, она даже асимметрична или искривлена, но чем дольше её разглядываешь, при этом словно бы ------------------------------ Читайте также: - текст Часы - текст Первая любовь - текст Мирные времена - текст Немного любви, немного магии - текст У Моего Парня Вторая Группа Крови |