как играет на рояле один великий пианист - не виртуоз, но великий пианист - Липатти. Липатти передавал эмоции со сдержанностью и размеренностью. Это достигалось умением обуздать эмоции, и даже стремлением их подавить, управлять ими - насколько это возможно. И благодаря этому ему удавалось передать эмоции так, как не удавалось ни одному виртуозу. Да, подобным образом, одновременно сдерживаясь и говоря механически что-то внезапно и прорывается. Создать эмоции, сопротивляясь эмоциям. Осушить водоём, чтобы поймать рыбу. Алло. Не могли бы Вы соединить меня с номером мсье Робера Брессона? - Брессон? - Да. ТЕОРИЯ Американский режиссёр и сценарист Пол Шредер в возрасте 26-ти лет написал работу "Трансцендентальный стиль в кино", в которой проанализировал стиль фильмов Брессона. Я воспитывался в среде голландских кальвинистов, и кино там рассматривалось как развлечение, запрещённое церковью. И поэтому, естественно, когда я стал интересоваться кино, я воспринимал его как что-то исключительно мирское. Но затем, когда мне довелось посмотреть "Дневник сельского священника", я был потрясён, поняв, что кино тоже может нести идеи, затрагивающие сознание кальвиниста, идеи, которые мне были привиты воспитанием. Брессон касался таинственных, скрытых сторон моей жизни, связанных с церковью. Не могли бы Вы ещё немного рассказать о Вашем понимании религиозных аспектов фильмов Брессона? Да... он прокладывает для нас путь, как тропинку через сад. И те немногие, кто идут по этой тропе, стараясь достичь цели, в какой-то момент обретают более высокую духовность. Это и есть трансцендентальный стиль, в котором можно различить три разные стадии. Первая стадия - это подробное воссоздание повседневной жизни, и это даёт ощущение, что ничего не может произойти. Повседневные события повторяются снова и снова. Вы часто по 2-3 раза видите и слышите одно и то же. Или вы что-то видите - и тут же слышите рассказ об этом. И у вас появляется чувство, что в этой жизни ничего не может произойти. и только повторяющиеся картинки обыденной жизни. Но сквозь всё это проскальзывают какие-то намёки на то, что всё-таки что-то должно случиться. Может быть, это передаёт музыка или рождающееся ощущение какого-то несоответствия, или что-то необычное, замеченное нами в холодных пустых взглядах героев. Что-то в лицах героев - благодаря чему именно они были выбраны для показа. Возникает напряжение, и Вы не можете понять, что это за напряжение во всем. И затем наступает решающий момент в фильмах как Брессона, так и Одзу. Все эти несоответствия, накопившись, приводит к взрыву. И это критический момент, как будто перед Вами - совершенно спокойная масляная поверхность. И во всех его фильмах часто слёзы разрешают ситуацию. В фильмах Брессона - это взрыв эмоций, как, например, в "Карманнике", когда он говорит Жанне: "Я так долго шёл к тебе". И спокойствие сметается этим неожиданным взрывом эмоций. И затем - снова покой. И этот покой воплощается каким-либо символом: горящий столб в "Жанне д'Арк", крест в "Дневнике сельского священника", и затем - неподвижность. Например, столб в "Жанне д'Арк" Брессона. Христианству потребовались столетия, чтобы выработать символ креста. И теперь, когда Вы сидите крест, он имеет иконографическую силу - глядя на крест, Вы испытываете определённые чувства. Теология вырабатывала это в продолжение жизни нескольких поколений. Но это же достигается Брессоном за полтора часа просмотра фильма - этот столб мучений воспринимается как символ, и он вызывает такие же чувства, как и крест. Комментировал ли Брессон когда-либо Ваше понимание его работ? Мне известно, что о работе, которую я написал, он очень хорошо отозвался. Он нашёл мои идеи интересными, возможно, даже правильными. Но он был не из тех, кто любит обсуждать то, что он делает. Вы когда-нибудь разговаривали с ним лично? Несколько лет ------------------------------ Читайте также: - текст Остров женщин - текст Пропащие Ребята - текст Робокоп 2 - текст Полицейский из Беверли Хиллз - текст Сакамото Рёма. Человек, изменивший Японию эпохи Бакумацу |