назад я брал у него интервью для журнала, и это интервью было опубликовано. Странное это было интервью. Я задал ему ряд вопросов, и он дал ряд ответов. Но между вопросами и ответами не было соответствия. У меня были вопросы, которые я хотел задать, а у него были ответы, которые он хотел высказать. но это не были ответы на мои вопросы. "Вероятно, Робер Брессон". Интервью с Полом Шредером "...Я не хочу показывать слишком явно присутствие того, что я называю Богом, я предпочитаю, чтобы люди почувствовали это сами". Робер Брессон, интервью с Полом Шредерем. ИСТОРИИ Молодого сельского священника снедают святые страдания. И он находит успокоение, принимая смерть. Осуждённый человек пытается бежать. У него это получается благодаря настойчивости и удаче. Жанна д'Арк противостоит невероятному давлению, убеждённая в том, что она послана Богом. Смерть на костре для неё - облегчение. Это истории о страданиях и очищении. Главные герои в конечном счёте находят избавление. Они принимают свою судьбу и становятся свободными. В последующих фильмах Брессона заметны изменения. Девочка не находит никакого живого отклика в бессердечном мире и хочет умереть. Мужчина хочет понять, виновен ли он в самоубийстве своей жены. В бесчеловечном мире у Ланселота нет иного выбора, кроме смерти. Ученик не находит причин, чтобы продолжать жить и в конечном счёте кончает самоубийством. Тон кажется более мрачным. Фильмы всегда заканчиваются трагически. "Вероятно, дьявол" (1977) Куда пойдём? Куда хочешь. Сюда, туда. Я думал, что в такой момент буду мыслить возвышенно. Могу я сказать тебе... ВОПРОС Добрый вечер. Это мсье Брессон? Это Юрьен Роод, я голландец. Извините, что звоню в такой час. Я хотел спросить, не найдётся ли у Вас завтра немного времени для нас, как мы договаривались, когда встречались в Париже. О, нет, сегодня утром я посмотрел фильм. Да. Для нас... Хорошо. Да, прийти и задать 2-3 коротких вопроса, как мы и договаривались. Хорошо, только один вопрос. Согласен. А вот сюда прибывает группа "Монти Пайтон". А тем временем справа от лестницы фестиваль демонстрирует свое очарование. ...это большая честь вручить награду Лучшему режиссёру Роберу Брессону за фильм "Деньги". Мсье Брессон, когда я смотрю Ваши фильмы, у меня такое чувство, что в них содержится мораль, довольно тёмная, пессимистическая мораль, и что в Ваших поздних фильмах эта мораль становится ещё более тёмной. И, таким образом, кажется, что в Ваших фильмах присутствует противоречие между этим пессимизмом и красотой формы. Позвольте мне кое-что Вам сказать. Вы путаете пессимизм с ясностью. Иметь трезвый взгляд - это не значит быть пессимистом. Что до морали, то это - большая проблема. Мораль не имеет... У меня нет... В морали нет ничего тёмного. Существуют две вещи. Разве греческая трагедия пессимистична? Или, скажем, напротив - разве она обладает ясностью? Мне она кажется скорее ясной, чем пессимистичной. Я никогда не говорю о том, что должно произойти. Я просто фиксирую то, что вижу. Сейчас это слишком сложно для меня - браться за реалии из другой эпохи. Я могу оставаться лишь в пределах нашего времени. В мире сегодня существуют очень серьёзные угрозы, и лучше ясно видеть вещи, нежели взирать на них пессимистически. Таким образом, Вы не причисляете себя к пессимистам? Поиски красоты и поиски ясности никоем образом не противоречат друг другу. Я не вижу здесь никакого противоречия. Но красота, когда её показывают в фильме, должна быть новой. Я имею в виду, что и кинематограф - это художественная форма, ведь все искусства имеют свою красоту. Мы должны извлечь максимум возможного, соединив два замечательных приспособления - камеру и магнитофон, которые нужны нам, чтобы воспроизвести что-либо на экране. И оно должно быть новым, потому что и эти приспособления - новые. Они спущены нам с небес, и ранее ------------------------------ Читайте также: - текст Волна-убийца - текст Хочу конфетку - текст Некто, похожий на Ходдера - текст Бездна - текст Последний день будущего |