оператора. - А потом стали оператором? - Да. Как это произошло? Очень просто. Он сказал: "Теперь будете оператором, ясно?" Он был немногословным человеком. Я ответил: "Спасибо". И благодарен ему до сих пор. Я был хранителем камеры. И это не ложная скромность. Я гордился тем, что Одзу доверил мне свою камеру. Всё дело в том, что, ещё будучи помощником оператора, я проникся восхищением к Одзу. К тому времени остальные помощники уже стали операторами, а я всё ходил в помощниках. Однажды Одзу сказал мне: "Рано или поздно вы обязательно станете оператором. Потерпите немного и будете работать у меня". Я был благодарен ему за эти слова. Многие мои коллеги больше зарабатывали, особенно те, кто работал в новостях. Но я не хотел уходить, я хотел работать у Одзу. Такое было у меня убеждение. Одзу обсуждал с вами съёмки будущего фильма? Нет, я бы не назвал это обсуждением. Мы просто говорили, как обычно, чаще всего недолго, я мало что мог ему сказать, а о режиссуре - и вовсе ничего. Бывало, я только спрашивал, какой период времени охватывает фильм. Неделя, месяц, год? Это важно для постановки света. Чтобы показать смену времён года. С самого начала, когда оператором был ещё Огава, Одзу снимал только объективом 50 миллиметров. Помню, он частенько говорил: "Огава, что вы всё предлагаете объектив 40 миллиметров? Вы же знаете, мне больше нравится пятидесятник". Я сам как-то предложил ему сменить объектив. Только раз. Он посмотрел в видоискатель и сказал: "Так я и думал, пятидесятник лучше". Я стиснул зубы, поставил обратно старый добрый пятидесятник и больше не предлагал его заменить. Более широкоугольный объектив увеличивает поле изображения в ширину и в высоту. Но Одзу это не нравилось. Во времена немого кино кадр был больше, но с приходом звука он уменьшился на ширину саундтрэка. Это не позволяло использовать всю ширину кадра. Думаю, Одзу просто привык к такой композиции. Одзу полностью доверял мне постановку света. В фильме "Жил был отец", в конце есть сцена смерти отца, помните? Я осветил больничную палату, как будто она вся залита солнцем. В таком месте, в больнице, проникаешься сочувствием, когда на улице хорошо. И я осветил палату очень ярко. Одзу посмотрел и сказал: "Что вы тут натворили? А что, неплохо". Я ответил: "Честно говоря, мне не хотелось, чтобы старик умирал в темноте. Пусть в момент смерти его окружает свет". "Так и снимаем", - похвалил меня Одзу. В общем Одзу никогда не высказывался по поводу моей съёмки. Я ни разу не слышал от него отзывов типа "Отличный кадр!" Чаще всего он говорил мне через пару дней: "А позавчера неплохо получилось". Да, это было для него типично. Однажды он спросил меня: "У тебя есть девушка?" И я ответил: "Да, трёхногая. И я ношу её повсюду на закорках". Я имел в виду свой штатив. С тех пор он частенько меня поддразнивал: "Твоя девушка, та, трёхногая, совсем не дурна. Даже хорошенькая". Я его очень любил. Это чувство сохранилось до самой его смерти. И Одзу это знал. Наверное, это звучит странно, но, думаю, я единственный в мире оператор, который столько лет работал у одного-единственного режиссёра с первого до последнего дня. Работа у Одзу - моя радость и гордость. Интерьерные сцены мы всегда снимали в павильоне, единственным исключением были сцены в поезде. Если действие происходило в поезде, я говорил Одзу перед съёмкой: "Только не в павильоне". И он со мной соглашался. Как ни старайся, поезд имитировать не удастся. Тряска получается неестественной, вот почему я всегда убеждал Одзу снимать в настоящих поездах. Можете быть уверены, во всех его послевоенных фильмах поезда настоящие. Мы всегда долго искали места для натурных съёмок. Но машину не брали. Шли пешком. Всегда пешком. У нас даже была шутка: поиски места заканчиваются со смертью оператора. Последний вопрос. Да. Вы работали с другими режиссёрами после смерти Одзу? Да, работал, но ничего хорошего ------------------------------ Читайте также: - текст Музыкант - текст Дракула 3: Наследие - текст Чеховские мотивы - текст Незваные - текст Мамма Миа! |