общения с другими заключёнными Сёин осознал необходимость выявления индивидуальных особенностей и понял, что путем развития индивидуальных особенностей и способностей можно изменить человека в лучшую сторону. Таким образом, Сёин действительно приобрел опыт в заключении. Итак, Сёина выпустили, заменив тюремное заключение домашним арестом. По возвращении домой он начал читать лекции молодым людям. В обстоятельствах домашнего ареста Сёин, разумеется, не мог их пригласить к себе, повесив соответствующее объявление перед домом; но молодые люди сами приходили к нему. Такие встречи и лекции привели к созданию школы Сёка. В городе Хаги (префектура Ямагути) здание школы сохранилось в первозданном виде. Оно представляет собой небольшой деревянный дом с двумя комнатами площадью 10,5 татами и 8 татами. Как говорят, к Сёину в день приходило до тридцати человек. Посещение было свободным, слушатели сами выбирали, когда и как часто бывать у Сёина. Каких-либо ограничений, в том числе и по времени пребывания, в школе не было. Некоторые слушатели приходили трижды в день, другие приходили вечером и уходили лишь утром. Сёин не делил слушателей по сословиям, здесь все были равны. К нему приходили как воины, так и простые жители города. Представители различных сословий занимались в одной комнате. Вот что говорил Сёин слушателям: "Преподаватель не может знать всё. Он должен учиться вместе со своими учениками. Я здесь не для того, чтобы учить вас, моя задача - учиться вместе с вами". Лозунгом Сёина была фраза: "Хидзи тёмоку". Дословно она переводится как "большие уши и широко раскрытые глаза". На современном литературном языке этот лозунг может звучать так: "Действуй, вооружившись знаниями". Сёин не ограничивался чтением лекций; серьёзное внимание он уделял дискуссиям. Слушателям предлагалось рассуждать на тему "Что нужно современной Японии?". Они должны были выдвигать собственные предложения, обсуждать чужие, спорить, делать выводы. Вот одно высказывание Сёина: "Есть люди, которые считают молчание лучшим средством самозащиты. Я ненавижу такую позицию. Человек не должен молчать". Сёин считал, что главное в образовании - общение, борьба мнений, что сословные предрассудки - барьер на дороге к знаниям. Вот так начала работать школа Сёка, главными принципами обучения в которой были полная свобода и уважение к личности слушателей. Пройдут годы, и один из слушателей школы - Ито Хиробуми - станет премьер-министром Японии. Выпускником школы был и Ямагата Аритомо. Среди слушателей школы Сёина особо выделялся Кусака Гэндзуй. Выходец из низов, Гэндзуй отличался силой духа и незаурядными способностями. Иногда Гэндзуй читал лекции слушателям школы, подменяя Сёина. Именно Гэндзуй пригласил в школу Такасуги Синсаку, которому в то время исполнилось 19 лет. Синсаку был сыном высокопоставленного чиновника и учился в престижной школе Мэйринкан, однако ему не нравилось, как там преподавали. Вот что написал Сёин о своих впечатлениях от знакомства с Синсаку: "Уровень знаний Синсаку был невысоким, обращали на себя внимание его своеволие и крутой нрав". Действительно, Синсаку был упрям, конфликтен. Слушатели его прозвали "ханарэуси", что означает "вырвавшийся на свободу бык". Однако Сёин не стремился к тому, чтобы перевоспитать Синсаку. Вот что написано в одном из писем Сёина: "Он обязательно изменится, станет большим человеком. Если же сейчас безоглядно бороться с его упрямством, то Синсаку так и не превратится в личность". [то же на современном японском] Как-то Сёин в присутствии Синсаку намеренно похвалил Кусаку Гэндзуя. Это задело Синсаку; он решил, что не должен уступать другу в учёбе и начал заниматься старательно, не жалея сил. В скором времени результаты усилий дали знать о себе. В то время в Японии велись ожесточенные дискуссии по вопросу об отношениях с Америкой. Дело в том, что американцы настаивали на подписании "Договора о дружбе и торговле" с ------------------------------ Читайте также: - текст Нуар Рампо - текст Человек - зверь - текст Роман - текст Портрет ветра - текст BBC: Древняя Греция. Герои мифов и легенд |