правительством. Условия договора были невыгодными для Японии. "В случае подписания этого договора мы не сможем судить иностранцев, совершивших на территории Японии преступление". Новость о требованиях США достигла и Хаги. Сёин попросил слушателей поразмышлять над тем, как поступить Японии в сложившейся ситуации. Синсаку подготовил сообщение под названием "Ответные действия". Он предлагал, в частности, следующее: "Мы должны уступить требованиям иностранных держав и стремиться к созданию богатого государства с сильной армией. Необходимо усваивать накопленные на Западе знания, внедрять западные технологии и готовить собственных специалистов. Лишь став сильной державой, мы сможем строить равноправные отношения с иностранными государствами". Сёина поразило содержание сообщения, и он в восторженном тоне отозвался об авторе "Ответных действий". В скором времени Сёин написал трактат: "Армия западного типа". В нём говорилось о необходимости реорганизовать армию, взяв за образец армии ведущих западных держав. Сёин подчеркивал, что право службы в армии необходимо предоставить всем, независимо от сословной принадлежности; право носить оружие должен иметь каждый: и крестьянин, и асигару. Это написано в то время, когда воевать разрешалось исключительно представителям самурайского сословия; крестьянам и горожанам носить оружие запрещалось. Предложения Сёина носили революционный характер. Тем временем в Киото и Эдо прокатилась волна арестов вдохновителей борьбы против сёгуната и феодального строя. Эти события получили в историографии название "Репрессии эпохи Ансэй". Шёл пятый год этой эпохи (1858 г.). С каждым новым сообщением об арестах Сёин всё больше убеждался в том, что доверять управление страной сёгунату уже нельзя. Наступил момент, когда пришлось настаивать на необходимости "решительных действий" в борьбе за свержение сёгуната. Однако слушатели школы не согласились с учителем, сочтя его позицию чрезмерно радикальной. О высказываниях Сёина стало известно властям княжества Тёсю. 26 декабря пятого года эпохи Ансэй (1858 г.) его вновь посадили в тюрьму Нояма города Хаги. Там он вновь встретился с Хисако Такасу. До момента формулировки знаменитого положения "Сомо кукки" оставалось четыре месяца. Да, система преподавания в школе Сёка была передовой по тем временам. Вы согласны со мной? В эпоху Эдо в Японии уже было значительное количество учебных заведений. Преподавание в них обычно осуществлялось следующим образом. Преподаватель читал лекцию, опираясь на какой-нибудь классический текст, давал пояснения по содержанию. Так предполагалось строить занятия и в школе Сёка; однако упор делался на формы, близкие к современным семинарам, а также на дискуссии. Поэтому школу Сёка можно назвать эпохальным, неординарным по тем временам явлением. Итак, в школе Сёка преподавали, размышляли, спорили. Жизнь Сёина была насыщенной и богатой событиями. При этом он допускал высказывания экстремистского толка, за что вновь попал в тюрьму, а в тюрьме он вторично встретился с Хисако. Им предстояло разделить долгое совместное заключение. Там же в тюрьме настанет момент, когда Сёин возьмет в руки кисть и напишет то, что будет считаться "решающей битвой" его жизни. Этот момент в жизни Сёина мы и считаем "поворотным моментом" истории. Отношения между попавшим в тюрьму Сёином и слушателями школы продолжали ухудшаться. Он настойчиво призывает их к решительным действиям, однако они отказываются следовать призыву наставника. "Ну что же, в таком случае я пойду этим путём один", - решил Сёин и направил слушателям письмо, в котором сообщил о разрыве с ними. Считается, что опорой Сёина в тот момент стала Такасу Хисако; общение с ней способствовало изменениям в воззрениях Сёина. Сёин размышлял над тем, как обустроить Японию, превратить её в современное государство, не уступающее по уровню развития Европе и Америке. Я полагаю, что рассказы Хисако о себе, о своём ------------------------------ Читайте также: - текст Мертвец идет - текст Большие надежды - текст Чудесные бойцы - текст Чай и симпатия - текст Корпорация «Убийство» |