"НА ВЕРХНЕЙ МАСЛОВКЕ" Меня тут попросили написать о Модильяни. Я их послала к чёрту. Что я могла написать? Что мы в начале войны жили в одном дворе на Монпарнасе? Или бегали обедать в соседний ресторанчик иногда вместе? Что он был молчалив и кололся кокаином? Однажды он мне говорит: "У вас независимая походка". А я ему отвечаю: "А с чего бы ей быть зависимой, если папа посылает мне каждый месяц 200 франков?" Привет. Полундра. Постелите газету под дверь, под этюдник, а то чистоплюй Петька нам сейчас с вами вклеит. Да, нормально всё. Петя, посмотри, какую модель отхватил себе Матвей. Забыла, милая, как вас зовут. - Нина. Зовите, как вам удобно. - Не только модель, но и жену. Слишком чёрная, ты не находишь? А, Петь? Называется "брюнетка", Анна Борисовна. - У меня цыгане в роду. - Детка, я никогда не была ханжой. Я бы и пила, и курила, но у меня всю жизнь было слабое сердце. Со слабым сердцем до вашего возраста не доживают. Матвей, ничего если я перекушу? Анна Борисовна. В крайнем случае, сломаю зубы, ну, ничего, нарисуете меня без зубов. Анна Борисовна, ну, пожалуйста, не вертитесь. Не крутитесь. Это - Паустовский, а это - Платонов, да? А он что, позировал вам? В каком же году? - А чёрт его знает, не помню. - Паустовский - в 59, Платонов - в 37. Матвей, а что вы думаете о живописи Руо? - А Анна Борисовна их знала? - Да, и не только их. Ничего. - А Блока? - И Блока, и Пушкина, и князя Игоря. Хотите я вам покажу кое-что поинтереснее? Я его спрашиваю: "Кто у вас там властитель дум?" Он мне говорит: "Руо". На него очень повлияли витражи Шартра, знаете? - О, а я этот бюст где-то видела. - В Третьяковке, наверное. Он же с самого детства был подмастерьем у витражистов. - Что, нравится? - Очень. Эта иностранность, эта чуждость всему. Одинокость такая, да. Это способствует здоровому творческому ожесточению. Вот. Вот это она лепила сразу после Парижа. Чувствуете разницу? Так это хуже. Лучше? Это - новый язык новой эпохи. Да, в то время Анна Борисовна была головорезом в искусстве. Руками не трогать. Нашёл. Да, да, я помню, как-то я лепила обнажённую. В студии. К нам позировать приходила роскошная баба из номеров. Монументальная. Распаренная любовью. Вдруг выбегает молодой человек. Вертлявый такой, тощий. Это был Цадкин. Метнулся ко мне и говорит: "Вы не могли бы дать мне 80 франков?" Я дала ему 4. Говорил, ни черта... ...не выходит. Это рыло ещё о себе что-то воображает, скажите. Нина, вы знаете, что Матвей у вас - гений? О, да. А мы других не держим. Может по этому поводу чайку выпьем? Петька, поставь чайник. Петька, принеси чай, Петька, сбегай в магазин. Петька, обслужи высоких гостей. Вот так вот, Петька. Париж - уютнейший город. В те времена вообще за границу было уехать - пара пустяков. Посылался дворник Василий в полицейское управление, и через час он возвращался с заграничным паспортом. А стоило это, если память мне не изменяет, рублей 15. - Что вы сейчас делаете? - Что? Что? Вы этим ножом палитру чистите. Ну и что? Петька, с микробами надо дружить. Твоё чистоплюйство мне осточертело. Ну, и вернул вам Цадкин 4 франка? Нет. Он был нищ и нахален. И так тощ, что приходилось подкармливать его из человеческого сострадания. Поэтому мы частенько ходили в ресторан вместе, платила, конечно, я, но под столом давала деньги ему, чтобы все не думали, не дай Бог, не думали, что он - альфонс. Можно подумать, что у них нет альфонсов. Но французы этого не любят. Что ты реагируешь, как гусар пьяный на офицерском собрании? Беспорядок надо рассматривать как натюрморт. А вы знаете, что в Пушкинский привезли французов? Курбе, Делакруа. Как? Французов? А почему же ни одна сволочь мне об этом не доложила? Вот я та самая сволочь, которая вам об этом докладывает. Нет, Матвей, вы понимаете, что это такое? Французов! Я понимаю, почему они молчат. Потому что меня же надо туда отвозить. Это ------------------------------ Читайте также: - текст Огромный - текст Близкие Контакты Третьей Степени - текст Морфий - текст Сумерки - текст Вдали от безумной толпы |