самому себе. Стабильный мир, мир бытия. Для такого сознания "становление" - нечто исключительное и чудовищное. Вся западная философия до XIX века считала, что стабильность составляет сущность реальности. Перемены, революции - нечто случайное. Абсолютно случайное. Отсутствие исторического чувства есть наследственный недостаток всех философов. Ф.Ницше, "Человеческое, слишком человеческое" И в XIX веке внезапно начинают говорить: нет, стабильность есть исключение из правил. А именно перемены - это норма. Это Маркс. Это Маркс - через индустрию, через технику. Ницше затем скажет то же самое. В "Человеческом, слишком человеческом" он говорит: "У человека все еще нет исторического сознания. У философа все еще нет исторического сознания. Он считает, что разум всегда был тем, что он есть..." Он говорит здесь о Руссо и Канте. Но, говорит Ницше, теперь мы отрыли доисторического человека, останки, и поняли, что человек не всегда был таким, как теперь, и процесс становления должен быть фундаментально осмыслен. Реальность - это становление, говорит Ницше. Но Ницше смог сказать это, потому что он - человек конца XIX века, и на его глазах происходит рост техники, и он уже понимает, что этот технологический рост человека просто сметет. В то же время, в мире происходит процесс развития - вследствие развития археологии, палеонтологии, всех наук, изучающих следы, останки. Наука на Западе, а затем во всем мире пришла к выводу, что техника эволюционирует, как животные и растения, и, таким образом, техника подвержена эволюционному процессу, что позволяет сказать Марксу в "Капитале", что мы должны разработать теорию технической эволюции так же, как Дарвин разработал теорию эволюции живых существ. Это снова приводит нас к тому, о чем я сказал ранее. Я уже говорил, что человек - существо техническое, и что становление человека и техники - это одно и то же. Это правда. Но в то же время, между человеком и человеческой продуктивностью (в смысле - техники) существует постоянный риск разделения, ибо техника образует систему, а эта система - собственную динамику. Это позволяет нам сегодня утверждать: необходимо перестать работать, чтобы могла развиваться техника. В Европе об этом часто говорят. Следовательно, людей придется посадить на пособия. Историк Бертран Жиль называет этот феномен "разладом". Это отсылает к тому, что Шекспир называл "временем, сорвавшимся с петель". Разлад. Иногда время срывается с петель и именно из-за процесса технического становления. Это крайне тяжело для осмысления: человек - это изначально техническое существо, и тем не менее техника всегда тревожит человека, который, как все живые существа, стремится к самосохранению, самосохранению в неизменной форме. Жизнь фундаментально консервативна. Но, в то же время, жизнь - это изменение, становление. Поэтому жизнь фундаментально консервативна, но также и негентропична. Другими словами, трансформация, становление, изменение. Поскольку человек - существо техническое, то ради выживания он должен создавать протезы, искусственные аппараты для защиты и нападения. Эти протезы - сначала камень, затем - стрела, затем автомобиль, ракета, компьютер, что угодно. Все это создает систему, потому что это устройство, компьютер, не может существовать без этого дополнения, электрической розетки, а она - без трансформатора, подсоединенного в сеть, присоединенную к турбинам. Гидроэлектростанция "Железные Ворота", румыно-югославский проект, закончен в 1972 году. До истока: 1900км И необходимо изменить течение воды и остановить реку, чтобы создать электричество. Все это создает систему, систему, которая расшатывает природу, преобразует ее, и ведет к вопросам: что есть природа? Существует ли природа? "Фюзис". "Натура". Что это? Может, природы не существует. Может, это фантазм. Дробета-Турну-Северин До истока: 1910км Итак, ------------------------------ Читайте также: - текст Путешествие к центру Земли - текст Проклятый путь - текст Прекрасные соперницы - текст Власть тьмы - текст Наше Рождество |