это очень важно, потому что считал, что с помощью музыки смогу добиться вполне определенных целей. Каких именно? Укрепить свободу, гуманность и справедливость. Надо же, как красиво! Богом клянусь, хорошо сказано. Постараюсь запомнить. Свобода, гуманность и справедливость. Прекрасно. Но вы употребили слово "наивный". То есть, теперь вы осознали, что заблуждались? Что искусство и политику нельзя разделить? Я полагаю, что искусство и политику нужно разделять. Но на собственной шкуре убедился, что никто этого не делает. Когда вы впервые это поняли? Когда отправили телеграмму? Это был сигнал сдачи? Размахивание белым флагом? Какую телеграмму? С днем рождения, дорогой Адольф. Твой Вильгельм. Или что-нибудь в том же духе. Вы пали пред ним ниц со словами: "Адольф, признаю твою победу. - Желаю удачно отпраздновать". - Не понимаю, о чем вы. О поздравлении ко дню рождения, которое вы отправили своему другу, Адольфу Гитлеру. Я не отправлял ему никаких поздравлений. Вспомните, Вильгельм. Может, вы подписались не своим именем, а одним из титулов? Мне не нужно вспоминать. Это сущая нелепость! Да, Дэвид? Может, показать доктору Фюртвенглеру улику? Это освежит его память. Вы не найдете улики - такой телеграммы не существует! Что ж, я старался. Вы видели, как я старался. Я хотел поймать вас на этом, Вильгельм, но Дэвид меня опередил. Умный ход, Дэвид. Умный ход. У меня нет этой телеграммы, но я знаю, что она существует. И хочу, чтобы вы знали - мы будем ее искать. - Я уверен в том, что вы ее отправляли. - Вы заблуждаетесь. Искусство и политика, искусство и политика. Давайте разберемся. Начиная с 1939-го года, вы с оркестром берлинской филармонии не раз выезжали в турне по странам, покоренным нацистами. По-вашему, эти поездки по оккупированным территориям не были пропагандой фашистских идеалов? Выезжая за границу, мы никогда не выступали как официальные представители режима. Мы играли как частный оркестр. Я ведь уже говорил, что работал по приглашению... Знаете, что? Я бы доверил вам составление страхового договора, особенно пункта о выплате страховых сумм. Вы чрезвычайно изобретательны. Что, по-вашему, думали люди? Оркестр берлинской филармонии находится в ведении Геббельса и его министерства пропаганды, но Вильгельм работает по приглашению, так что искусство не имеет отношения к политике. По-вашему, простые люди думали именно так? - Я не знаю, как думали простые люди. - Не знаете? Нет, потому что я жил одним намерением. Что бы я ни делал, я показывал, что музыка значит больше политики. - Расскажите о фон дер Нуэле. - Фон дер Нуэль? - Да, фон дер Нуэль. - Фон дер Нуэль? Сколько еще это будет продолжаться, Вильгельм? Я говорю "фон дер Нуэль", вы повторяете за мной "фон дер Нуэль". Так ведь и целый день пройдет. Вы понимаете, кого я имею в виду? Эдвина фон дер Нуэля, музыкального критика. Да, я понял. Он критиковал вас и восхвалял молодого дирижера, фон Караяна, называл его вундеркиндом, говорил, что он дирижирует лучше вас. Поэтому вы поспособствовали его отправке на фронт. - С тех пор о нем никто не слышал. - Это неслыханная ложь! Вы точно не звонили никому из своих приятелей, не жаловались? Я - величайший дирижер в мире. Убери-ка его. Он посмел обвинить меня в том, что я исполняю мало современной музыки. Отправь его в Сталинград". "Нет, ты посмотри, что написал обо мне этот тип, фон дер Нуэль? Вы этого не делали? Вы же не любите, когда вас критикуют. Вам, конечно же, не понравилось, что какого-то дирижера превозносят больше, чем вас. Значит, имя фон дер Нуэль ни разу не упоминалось в ваших беседах с Геббельсом? Как-то он сказал, что прочел статью, которую написал обо мне этот человек. - Что же он сказал? - Он сказал: "Не обращайте внимания. Его работа - критиковать, ваша -дирижировать". - И что случилось с фон дер Нуэлем? - Понятия не имею. Вы, правда, не знаете? Я вам расскажу. Он погиб под Сталинградом. ------------------------------ Читайте также: - текст Подземка - текст Перевозчик - текст Волонтёры - текст Закрытые пространства - текст Неугасающий |