го. Дирижер оркестра. Вы написали, что не принадлежите к нацистской партии. Это так. Каким же образом человек, не входящий в партию, мог стать прусским Тайным советником? Я получил телеграмму от Германа Геринга, в которой сообщалось, что он назначил меня Тайным советником. Мне даже не предложили выбора. А после ужасных событий, произошедших в ноябре 1938-го, после еврейских погромов, я перестал пользоваться этим титулом. А вице-президент Музыкальной Палаты? Этим титулом вы пользовались? Но, видимо, у вас тоже не было выбора. Геббельс просто прислал вам телеграмму, начинавшуюся словами: "Уважаемый господин вице-президент". Доктор Геббельс не присылал мне телеграмму. Кажется, мне сообщили об этом в письме. Точно не помню. Геббельс и Геринг осыпали вас такими почестями! Один сделал вас Тайным советником, другой - вице-президентом Музыкальной Палаты, а вы даже и в партию-то не вступали. Как вы это объясните? Между Герингом и Геббельсом шла постоянная борьба за контроль над немецкой культурой. Я был пешкой в их игре. В 1934-ом я ушел с поста вице-президента Музыкальной Палаты и покинул должность музыкального руководителя оркестра берлинской филармонии. Почему вы пошли на такой шаг? Я написал открытое письмо в газеты, где выразил протест против того, что нацисты делали с музыкой. Они делили композиторов на евреев и не-евреев. Я признаю только деление на плохую музыку и хорошую музыку. В конце концов, Геббельс вызвал меня и сказал, что, если я хочу, то могу покинуть страну, но вернуться я уже никогда не смогу. Я всегда считал, что с врагом эффективнее бороться изнутри, чем снаружи. Я задал себе вопрос - каков мой долг, как музыканта: Уехать или остаться? А потом Геббельс потребовал, чтобы я признал Гитлера единственным лицом, определяющим культурную политику страны. Это был само собой разумеющийся факт, который бессмысленно было отрицать. Я просто подтвердил, что только Гитлер и назначенный им министр культуры отвечают за культурную политику Рейха. Тем самым я хотел подчеркнуть, что не несу личной ответственности за их культурную политику. Я всегда придерживался той точки зрения, что необходимо разделять искусство и политику. Тогда, почему вы дирижировали оркестром на нацистском съезде в Нюрнберге? Я не дирижировал на том съезде. Концерт был накануне съезда. Знаете, подобные вещи обычно оговаривают в страховых договорах мелкими буквами. А в 1942-ом 19-го апреля, накануне тридцатипятилетия Гитлера, разве не вы дирижировали оркестром? Как это соотносится с вашими воззрениями на политику и искусство? - Это... Это другое. Меня обманули. - Как же так? Можно мне стакан воды? - Прошу вас, фройляйн... - Штраубе. Благодарю. Благодарю. Я был в Вене. Мы репетировали девятую симфонию Бетховена. Позвонил Геббельс и сказал, что я должен дирижировать на дне рождения Гитлера. Я всегда отделывался от подобных приглашений, ссылаясь на занятость, болезнь, заключение врачей и прочее. Мне повезло и в том, что Балдур фон Ширах, гауляйтер Вены, терпеть не мог Геббельса и рад был всячески ему насолить. Но на этот раз Геббельс добрался до моих докторов раньше меня. Они до смерти перепугались. Фон Шираху тоже пригрозили, и он не стал меня выгораживать. Так что у меня не было выбора. Я знаю, что пошел на компромисс, и горько об этом сожалею. Разве вас обманули? Скорее, вы заключили сделку. - Я не заключал сделок. - Я вам не верю. Это правда. Все говорят, что вы помогли бежать множеству евреев. Каким образом? Я не помню всех случаев - их было так много. - Вы звонили каким-то знакомым? - Возможно. Я же сказал, что не помню. Тогда я вам помогу. Вы снимали трубку и говорили: "Алло, Адольф? Это Вильгельм. Слушай, старина, тут есть один чудный музыкантик - еврей. Ему нужно разрешение на выезд в Париж. Пособишь?" А, может, вы звонили Геббельсу или Герингу? Вы же были так близки, в один туалет ходили. - Можно задать вам вопрос? - ------------------------------ Читайте также: - текст За кровь платят кровью - текст Девушка из воды - текст Вкус жизни - текст Короли и капуста - текст Рождественская песнь |